Какой ценой нам достается золото?
В замечательном романе писателя – геолога Олега Куваева «Территория» есть такой эпизод.
Неизвестный шурфовщик на стене шурфа написал: «Золото — самый никчемный металл. Из него не сделаешь автомобиль, рельсы, станки. Но за него постоянно гибнут люди. Из железа можно сделать всё, а ценят золото».
Это не точная цитата, потому что читал этот роман много лет назад. Но смысл её именно такой. Тогда я, будучи молодым геологом, приехал работать на Крайний Север. Это была Якутия, поселок Хандыга на берегу прекрасной реки Алдан приток величайшей реки Сибири и Крайнего Севера – Лены.
Экспедиция занималась поиском и разведкой россыпных месторождений золота.
И первое, что поражает и восхищает человека, впервые попавшего на Крайний Север, это действительно первозданная красота тайги, чистота воды в ручьях и реках, и поистине бескрайние просторы, где во многих местах в то время еще не ступала нога человека. И люди! Открытые, мужественные, привыкшие к тяготам таёжной жизни: жгучим морозам зимой, а летом – жгущим стаям мошки и комаров.
Эти люди приехали в эти края и привыкли делать свою работу спокойно, без суеты и без всякого нытья. И спустя много лет, когда сидишь и «корпишь» над проектом геологоразведочных работ на будущий сезон, невольно приходят мысли, что этот проект кому-то будет последней точкой в таёжном маршруте. Кто-то не дойдет до результата. И уже здесь начинается отсчёт цены за золото.
А как можно оценить тот вклад, который сделали люди, которые действительно золотом написали страницы Российской, русской золотодобычи. Геологи – Билибин Юрий Александрович, Цареградский Валентин Александрович, Раковский Сергей Дмитриевич, Черский Иван Дементьевич.
Именами этих звезд русской геологии названы ручьи, перевалы, распадки, знаменитый хребет Черского, названы улицы и школы северных городов и поселков. Колыму и Якутию называют золотовалютным цехом страны. Но именно когорта этих славных сынов России еще в те далекие довоенные годы закладывала фундамент золотых запасов нашей Родины, на котором и стоит она до наших дней. И это тоже цена золота.
Мужчины не рожают, но, наверное, чувство близкое к этому у геологов, когда они открывают новые месторождения. Это труд коллективный и радость общая. И уже с юмором и смешком вспоминаешь, когда в паводок перевернулась лодка, а ты выбрался на берег. Когда срывался со скалистого прижима, но чудом успел ухватиться за корни лиственницы и потом твой напарник (или ты его) помогал тебе выбраться наверх.
Смеёмся – какие мы, оказывается, шустрые ребята – успели выпрыгнуть из, провалившегося под лёд и тонущего, вездехода. И это тоже цена золота.